Парь – кадка, напоминающая бочонок, на самом деле служила сундуком для вещей, причем не простым. Это - свадебный долбленый сундук, с хорошо подогнанным днищем и плотной крышкой. Его изготавливали из цельного ствола липы, эрзяне это дерево считали «чистым». Цилиндрический сундук-парь в мордовской семье считался обязательным предметом утвари. Девушка, выходя замуж, приносила его в дом мужа и хранила в этом сундуке всю одежду, которую сшила до замужества. Считалось, что невеста вместе с сундуком увозит не только память о безбедной жизни в родительском доме, но и свое будущее женское счастье, поэтому он назывался «эрямонь парь» («парь жизни»), иногда его именовали «одирьвань парь» ("парь невесты"). Невеста очень трепетно относилась к эрямо парю – хранилищу своего счастья.
Парь изготавливал отец или старший брат по рождению девочки. Из одного дерева делали, как правило, две-три кадушки. Его сердцевину удаляли при помощи специальных инструментов.
Пари были различных размеров, в среднем их высота достигала 80-90 см. В них хранили холсты, полотенца, женские рубахи, самую ценную одежду, приспособления для ткачества и вышивки, украшения.
Вещи девушки складывали в парь с соблюдением всех магических обрядов, обычно в сенях. Делать это в избе считалось недопустимым, иначе брак будет недолговечным. На потолке мордовской избы находилась земля, и, по поверью, между «двумя землями» можно собирать вещи только покойников.
Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах невесты клали чашку и ложку для еды, затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т. п. В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки.
Пари покрывались богатой резьбой. Из всей утвари, которая имелась в эрзянской семье, парь украшался максимально. Рисунки и орнаменты несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью, богатству, плодородию и благосостоянию молодой семьи.
Со временем выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми. |