Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа. Женские руки к ней прикасались, Пряжу крутили, веретено. Прабабушки наши пряли, старались, Чтобы красивым соткать полотно. Много столетий служила надёжно. Людям каким? Где оставила след? Даже представить себе невозможно. Прялка жива, а хозяина нет. Ей бы в избу, да на лавку к окошку, К донцу куделку опять "примотнуть". Вспомнить, как было, хоть на немножко. Прялку музейную к жизни вернуть. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание. «Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный». Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет, используя веретено, а потом в их обиход вошла самопрялка. И такой способ прядения использовали до 50-х годов 20в. Вначале шерсть чесали щётками (чесалки, а потом скручивали куделю и привязывали к лопасти). Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.
Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Интересно, что прялки, хранящиеся в нашем музее, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин.
Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530 г.). Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. Прялку стали называть самопрялкой. В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть. Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на «пряху» и «не пряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «не пряха»). Прялка неотъемлемо связана с народными обычаями и обрядами. Прялка и прядение в поговорках. • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи • Какова пряха, такова на ней и рубаха • Прялка не Бог, а рубаху даёт • Пряха не волк — в лес не убежит • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом • Не ленись прясть, хорошо оденешься • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь Обычаи с прялкой. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. Прялки отошли в далекое прошлое... А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи. История прялки ее развитие и усовершенствование гораздо шире, чем можно описать в одной статье.
|