Семь Ключей, бывший поселок богомольцев в урочище Семь Ключей на левом берегу Узы. Фактически здесь не менее 15-ти крупных родников. Название представляет собой искажение более древнего мордовского названия, в котором присутствовала основа термина со значением «питьевой, пить» (по-мордовски симемс, отсюда – «семь»). По преданию, до заселения края здесь жили монахи. Во время очередного набега кубанцев в 1717 году семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Затем спустя годы на роднике «явилась» икона Тихвинской Богородицы, что послужило поводом для постройки здесь часовни. На девятую пятницу после Пасхи здесь совершались богослужения, а в кельях вокруг родников жили странники и монахи. В начале 30-х власти приказали монахам разойтись и расположили здесь колхозную пасеку.
В 1944 году родники были несколько благоустроены, в 2000 году получили значительное благоустройство, имеется купальня. В 1914 года здесь 3 кельи и 4 жителя мужского пола (богомольцев).
Сказание о источнике
В стародавние времена, еще до нашествий иноплеменников, в глухих мордовских лесах поселились монахи. Молились сугубо, жили скромно и строго в сени густо заросшего крутояра. Недолго продолжалась тихое и безмятежное житие подвижников: пришел враг и разорил обитель, а некоторых убил до смерти. Семеро их было. Вроде бы и пора врагу торжествовать – ан нет: забило на месте пепелища кровопролитного семь ключей – родников сильных и многоводных, различных по характеру истечения и вкусу воды. Говорят, что временами даже запах от той воды не то цветочный, не то ладаном отдает. И место сие получило имя: «Семиключье». И поставлена была на месте сем часовенка.
По прошествии времени чудесным образом явилась у тех ключей икона Божией Матери «Тихвинская». Случилось это в девятую неделю по Пасхе. Подивились люди и решили святыню перенести в церковь, что в селе Русская Норка. Только недолго она там пребывала: чудесным же образом вновь оказалась в Семиключье.
Снова перенесли икону в церковь, и снова она оказалась у родников. И так трижды…
Храм был воздвигнут на месте оном. Только не смог храм уцелеть в годы гонений на Церковь Православную: разрушен был до основания.
А ключи не сумели лиходеи уничтожить, как ни старались. Даже бензином заливать пытались – да тщетно. И санаторий построить хотели – да не удалось. И продать землю намеревались – да не вышло. Только еще более усилился поток людской к месту святому, и, как неиссякаемы ключи по сей день, так нескончаем поток людской на поклонение к святому месту. Ближние и дальние паломники так растолкли дорогу и тропинки у ключей, что стали они заболачиваться – без сапог не подойти близко. Но нашлись добрые люди и замостили тропинки битым камнем. Им же обложили бережки родников и руслица ручьев, утекающих в заросшее озеро.
И мосточки настелили добрые руки и перильца поставили, чтобы не упал старый или немощный человек в ключевую воду. И купаленку сделали, чтобы можно было с верой Христовой во исцеление души и тела окунуться во святые воды. И над всем этим великолепием на овражном склоне трехсотлетний дуб раскинул мощные ветви, охраняя покой и тишину святого места. И семь крестов в память мученикам восстали, как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого от старшего к младшему и «опоясанных» единой нижней перекладиной. Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.
Того, кто придет в Семиключье ранним летним утром, встретит многоголосый хор певчих птиц, неумолкающих целый день. Капли тяжелой росы будут глухо падать в траву и звучно на гладь древнего озера, поросшего кувшинками. Не потревожит торжественную тишину ничто земное, разве только плеснувшая в озере живность…
В девятую пятницу после Пасхи стало непреложным обычаем всенепременно посещать Семиключье. И стар и млад, и пеший и «конный» - сотни людей стекаются сюда в этот день с разных сторон. Бывают и очень дальние. Служится торжественный молебен, возжигаются свечи, звучат праздничные церковные песнопения.
По бытующему поверью, – что тот, кто с истовой молитвой трижды обойдет вокруг дуба – получит исполнение желаемого, – некоторые, как бы смущаясь, как бы крадучись, обходят дуб, скользя на косогоре по в песок растолченной земле у его корней. Набирается в сосуды святая вода: от каждого родника – равная толика. Сдержанный гомон людских голосов – как бы многократно усиленный звук пульсирующих из глубин земных родниковых струй.
А через два-три часа снова запоют притихшие, было, птицы, и снова послышится журчание струй, неспешно грядущих в Вечность. |